Андрей Сидоров
Виталий Барсуков
Екатерина Арловская
(г. Санкт-Петербург)
Ленинградский трамвай в дни блокады
Трамвай в Ленинграде появился в 1907 году, и был основным видом пассажирского транспорта.
В дни блокады трамвай также был единственным транспортным средством, так как все автомобили были задействованы на маршруте «Дорога жизни». Маршрутная трамвайная сеть насчитывала 700 километров, и соединяла все районы города и некоторые тогдашние пригороды, такие как Озерки, Лигово и Стрельну, Ржевку, деревни Мурзинку и Рыбацкую с центром города. Троллейбус в те годы только начинал свою работу, и было всего 5 маршрутов.
В дни блокады трамваи перевозили не только пассажиров, но и солдат к линии фронта, которая проходила всего в нескольких километрах от города, увозили обратно раненых на специальных санитарных вагонах. Ко многим предприятиям в срочном порядке были проложены трамвайные пути, на вагонах подвозили хлеб к магазинам. Нередко на улицах города можно было увидеть идущие бок о бок трамвай и танк.
В период блокады в трамвайных парках и на линиях работали около четырех с половиной тысяч человек. Многие жили прямо на работе, поэтому в трамвайном парке даже устраивались детские сады. Легкой работу водителя тех лет назвать было нельзя. В трамваях не было отопления. Водители и замерзали, и ноги у них к подножкам примерзали. На конечных станциях грели кирпичи и клали водителям под ноги — чтобы согреться. Лобовые фрамуги в кабинах были приоткрыты, в них задувал ветер. Плотно закрыть их было нельзя — стёкла запотевали и сразу же покрывались ледяной корочкой.
В конце декабря 1941 года из-за нехватки электрических мощностей, вызванной блокадой, Ленинградский трамвай прекратил своё функционирование. Отключение тока произошло без предупреждения, поэтому многие вагоны остановились прямо на линии, и простояли до весны, занесенные снегом, некоторые были разрушены из-за попадания в них бомб. Грузовые трамваи пошли 7 марта 1942 года, с этого времени началось восстановление разрушенных бомбами и снарядами путей. Пассажирское движение восстановили 15 апреля 1942 года — тогда на пять маршрутов вышли 116 трамвайных поездов. Водителями и кондукторами в основном работали женщины и дети. В обязанности кондукторов входило не только взимание платы за проезд в размере 15 копеек, проверка документов, но еще и эвакуация пассажиров во время начавшегося обстрела.
Трамвай для Ленинграда стал символом победы, победы еще не военной и не окончательной, а победы несломленного духа.